Воскресенский храм д.Мёрзлово

ЦГА Москвы, ф. 203, оп. 211, д. 38

Л.1-1 об.

Высокопреосвященнейшему Филарету, архиепископу Московскому и Коломенскому.

От генерал-лейтенантши Анны Николаевны Неклюдовой.

По архипастрскому благословению Вашего Высокопреосвященства и аппробированному фасаду церкви и плану вследствие сделанной мне доверенности от полковницы Марьи Алексеевны Ивановой я исполнила завещание покойной подполковницы Марьи Петровны Полибиной в селе Мерзлове Клинской округи церковь исправила, как внутренность, так и наружный вид самым прочным и лучшим образом на сумму мною полученной из Московской Консистории. Всей суммы получено и с накопившимися процентами 10 643 рублей 15 копеек, а употреблено 12191 рубль 82 копейки. А на что именно, реестр расходной суммы при сем честь имею представить

Марта дня 1826 года генерал-лейтенантша Анна Неклюдова.

Л.4-5 об.

Реестр суммы 10 643 рублей 15 копеек полученной из Московского Опекунского совета чрез Московскую консисторию по завещанию госпожи Марьи Петровны Полибиной на исправление церкви села Мерзлова Комнской округи.

У московского купца Бубнова куплено извести 65 бочек по 5 р. 75 кю за бочку да за привоз оной из Москвы в село Мерзлово

Алебастра 650 пуд.

1 000 белых камней по 50 рублей за 100.

Кирпича 50 000 с поставкою на место.

22 лещади 5/4

У московского купца Герасима Григорьева Уханова куплено полосного железа 60 пуд и 2 фунта, листового 110 пуд.

Стекол полубелых пол ящика

Масла постного для крашения крышки 5 пудов.

Мелу 2 пуда.

Петель, крючков и костылей за сделание печи.

Каменщику за работу всей каменной работы заплачено 1080 р.

Штукатуру 500 р.

Алотнику за всю плотничью работу 300 р.

За работу 13 рам из готового материала 25 р.

Кровельщику за покрытие церкви железом и выкрашение оной 300 р.

Кузнецам за всю кузнечную работу 100 р.

За сделание вновь крестов, яблоков, обитие их аглицкой жестью и окрашение 301 р. 20 к.

Живописцу Алексею Фролову за сделание вновь 3-х иконостасов, выкрашение оных, за резьбу, позолоту оной, за исправление всех икон, иконописание некоторых вновь заплачено по договору 4 100 р.

За провоз из Москвы иконостаса 32 р.

За новое паникадило 324 р.

За промен старых лампад на новые придано 77 р.

К трем царским дверям на завесы штофу 23 аршина… за шнуры и кисти.

Архитектору за планы и надзирание за всеми рабочими в церкви села Мерзлова 400 рублей.

Итого всей суммы 12191 р. 82 к.

Анны Николаевна дочь Неклюдова руку приложила.

Л.6

Рапрт благочинного Клинской округи села Майданова священника Василия Федорова.

(…) поручить благочинному сделанное устроение освидетельствовать и церковную опись с оным сообразить. Вследствие чего сделанное устроение до селе свидетельствовано мною не было, потому что некоторые купленные в церковь вещи из Москвы не были еще доставлены, почему ныне мною означенная церковь освидетельствована и что по свидетельству вновь оказалось, прилагаю при сем опись

28 мая 1826 г.

Л.9-10

Опись, учиненная благочинным села Майданова священником Василием Федоровым вновь пристройки и поправление по новой фасаде Воскресенской церкви в селе Мерзлом генерал-лейтенантшею А.Н. Неклюдовой.

Внутри церкви.

1. В настоящей церкви и трапезе устроено вновь три иконостаса и царские врата, выкрашены все белою краской под лак, на коих вс резьба, отборни и сиянии вызолочены червонным золотом на полименте.

2. Ко всем царским вратам куплены новые штофные занавеси малинового цвета, с шнурами и кистями шелковыми.

3. Святые образа все поправлены, а некоторые написаны вновь.

4. В настоящую церковь большое, а в трапезу 2 небольшие выменены три паникадила медные посребрены.

5. Куплены 4 новые подсвечника медные посребрены

6. Лампады и подсвечники выменены вместо старых, некоторые вновь, медные посребрены.

7. Окна во всей церкви разделаны по фасаду и вставлены новые рамы с стеклами.

8. Во всей церкви и трапезе пол выстлан вновь с прибавкой нового материала 5/4 лещадью.

Снаружи оной церкви.

9. Цоколь вновь подведен кругом всей церкви, в трапезе и колокольне в два ряда, а в других местах и более из белого камня.

10. Во всей церкви в стенах, сводах, перемычках и арках, где имелись трещины, все перебраны и вновь заделаны.

11. К настоящей церкви вновь приделаны стеки колонны, пилястры, капители, базы и над оными карнизы и фронтоны согласно новой фасаде.

12. Над требуном сделаны вновь карнизы, цоколи и отливы.

13. Сверх кумпола старый фонарчик сломан и вновь сделан против новой фасады и обнесен в круге карнизом.

14. Около церкви и колокольни сделаны вновь по фасаде поясы, сандрики, подушки, выкружки, тумбы, входы, ступени и площадки.

15. Кругом всей церкви сделаны вновь по фасаде из белого камня карнизы.

16. На всей церкви, трапезе и колокольне для крышки вновь подрешечено и покрыто все без остатка железом и выкрашено медянкой зеленой краской.

17. На главах кресты новые обиты аглицкой жестью.

18. На колокольне во всех пролетах против новой фасады сделаны впадины камни и ростики, внутри колокольни вместо старого свода сделан новый.

19. Вся церковь и колокольня вновь оштукатурены и выкрашены вохрою краскою.

И вновь купленные вещи и внутри все исправленное в опись внесены.

Благочинный священник Василий Федоров.

Л.13-18

Опись, учиненная Клинской округи села Мерзлова церкви Обновления храма Воскресения Христова с двумя приделами Боголюбской Божией Матери и Иоанна Воина. 1821 г.

Что именно вновь устроено и поправлено генерал-лейтенантшею Анной Николаевной Неклюдовой в 1825 г.

Означенная церковь каменная, снаружи и внутри оштукатурена и выбелена, крыта железом.

Цоколь вновь подведен кругом всей церкви в три ряда из белого камня, в стенах, водах, перемычках и арках, где имелись трещины все пробиты и заделаны. К настоящей церкви вновь приделаны стенки, колонны, пилястры, капители, базы и над оными карнизы и фронтоны. Над трибуном сделаны вновь карнизы, цоколи и отливы. Сверх кумпола старый фонарь сломан и вновь сделан по фасаде и обнесен вокруг карнизом. Около церкви сделаны вновь пояски, сандрики, подушки, архиволи, выкружки, тумбы, ходы, ступеньки и площадки. Вокруг всей церкви сделан вновь из белого камня карнизы. На всей церкви и трапезе для крышки вновь положены балки и поставлены стропила и подрешечено. Покрыто все без остатку железом и выкрашено медянкой зеленой краской. На главах кресты новые, обиты аглицкою жестью и вся церковь вновь ощтцкатуурена и выкрашена вохрою краской.

Внутри оной в алтаре:

Святой престол, на нем одежда (…) антиминс атласный белый, священнодействовал преосвященным Серапионом епископом Дмитровским 1782 году генваря 25 дня (…)

Благословящий крест с мощами вызолочен, на нем распятие и клейма финифтяные, осыпаны белыми стразами.

Евангелие, обложено малиновым бархатом, средник и евангелисты финифтяные, а наугольники под евангелием серебряные.

Второе евангелие обложено бархатом зеленым, средник и евангелисты серебряные вызолоченные, под ними наугольники серебряные вызолоченные.

Третье евангелие обложено бархатом малиновым, средник и евангелисты финифтяные, а наугольники медные высеребрянные.

Ковчег серебряный чеканной работы, сделанный горою. На нем распятие Господне с предстоящими Иоанном Богословом и Божией Матерью, серебряные в футляре жестяном позлащенном, со стеклами.

Сосуды серебряные вызолоченные, на них клейма финифтяные, в коих весу 10 фунтов, при них футляр деревянный.

Ковшик серебряный вызолоченный.

Блюдо для выношения антидора оловянное.

Кадило серебряное, еще три медных.

При престоле два подсвечника медные, третий жестяной.

За престолом крест деревянный на нем написано распятие Господне.

Образ Казанской Божией Матери, на ней риза серебряная вызолочена, гривка (…), серьги серебряные с камушками.

Образ Воскресение Христово. Поновлен.

Образ Богоявления Господня. Поновлен.

Образ Рождества Христова.

Образ Лазарева Воскресения.

Образ преподобного Сергия на дске кипарисной, пол и венец серебряные.

Укропник медной.

Блюдо для вынесения антидора серебряное.

У престола ковер большой.

Завеса тафтяная малиновая. Вновь куплен штофный занавес малинового цвета, со шнуром и кистью шелковыми.

Царские врата на них написан образ Благовещения Богородицы с евангелистами и вверху сияние высеребрено.

На царских вратах Благовещение и евангелисты живописной работы написаны вновь.

В иконостасе местные образа:

По правую сторону царских врат образ Воскресения Христова на нем риза и венец серебряные, венец позлащен.

Образ Воскресения Христа живописной работы написан вновь.

По левую сторону царских врат образ Всех скорбящих, на нем венец серебряный позлащен, риза серебряная.

Образ Всех скорбящих живописной работы, написан вновь.

Южные двери, на них написан образ Архангела Гавриила.

Написан вновь живописной работы.

Подле оных дверей образ Сергия Радонежского чудотворца с житием, на нем венец серебряный с камушками.

Поновлен.

Северные двери на них написан образ Архангела Михаила.

Написан вновь живописной работы.

Подле оных дверей образ в четырех лицах Флора, Лавра, священномученика Власия и великомученицы Варвары.

Написан вновь живописной работы.

При оных образах 4 лампады медные посребрены.

Посребрены вновь.

Над местными образами в первом ярусе по правую сторону образ Богоявления Господне.

Вместо оного написан вновь живописной работы образ Рождества Христова.

Преображение Господне.

Вместо оного написан вновь образ Обрезание Господне.

Образ Рождества Божией Матери.

Вместо оного написан вновь образ Сошествия Святого Духа.

По левую сторону образ Рождества Христова.

Вместо оного написан вновь образ Успения Божией Матери.

Образ Успения Божией Матери.

Вместо оного написан вновь Вход в Иерусалим Господа нашего Иисуса Христа.

Образ Сретение Господне.

Вместо оного написан вновь образ Введения во храм Божией Матери.

Во втором ярусе в средине образ Спаса Нерукотворенного.

Вместо оного написан вновь образ Тайной Вечери.

По правую сторону сего образа:

Образ Вознесения Господня.

Вместо оного написан вновь образ Преображения Господня.

Образ Животворящей Троицы.

Вместо оного написан вновь образ Воскресения Господня.

Обрезания Господня.

Вместо оного написан вновь образ Воздвижения честного и животворящего креста Господня.

По левую сторону:

Вход в Иерусалим.

Вместо оного написан образ Сретения Господня.

Введение Пресвятыя Богородицы.

Вместо оного написан вновь образ Богоявления Господня.

Благовещение Божией Матери.

Вместо оного написан образ Рождества Божией Матери.

В оном же ярусе в средине образ Спасителя, сидящей на престоле, с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом.

Поновлен.

По обе стороны на 6 дсках написаны 12 апостолов.

Поновлены.

В третьем ярусе в средине образ Воскресения Христова, по сторонам два образ в четырех лицах пророков и в четырех клеймах праотеческих.

Сверх оных ярусов образ Господа Саваофа с сиянием и предстоящими двумя апостолами в клеймах.

Поновлены.

Посреди церкви висит паникадило медное.

Вместо оного выменяно медное большое посребренное.

Две хоругви.

За правым клиросом образ Вседержителя, на нем венец и цата серебряные.

За левым клиросом образ Дмитрия Ростовского.

Образ святителя Николая чудотворца с серебряным венцом с камушками.

На левом клиросе аналой, на котором написаны евангелисты. Еще два аналоя, на одном лежит образ Воскресение Христово. Пред ним подсвечник большой медный. А на другом — лежит киота в ней образ Иоанна Предтечи на нем венец серебряный с камнями и риза серебряная. Еще ковчег серебряный с мощами, пред ним подсвечник медный. По правую и по левую сторону два иконостаса, в которых стоят святцы, написанные на 12 дсках.

Поновлены.

Плащаница, писана на полотне в раме, лежит на столике и на оном столе одежда набойчатая покров шелковый на нем крест мишурного позумента.

Амвон обтянут красны сукном деревянный.

Вместо оного сделан вновь каменный.

Стол для благословения хлебов деревянный, обтянут клеенкой.

Сосуды для благословения хлебов медные посребрены.

Чаша для освящения воды медная посребреная.

Над дверьми образ Воскресения Христова на нем три венца серебряные и поля серебряные ж.

Из настоящей в трапезу две двери стекляные. Над оными дверьми образ Живоначальной Троицы.

В трапезе.

На правой стороне придел Боголюбской Божией Матери.

В алтаре.

Свято престол на нем одежда гарнитуровая зеленая.

Антиминс на желтом атласе, священнодействован преосвященным Феофилактом епископом Переславским в 1780 г. ноября 8 дня под ним литон гарнитуровой малинового цвета.

Благословящий крест серебряный вызолочен.

Евангелие обложено зеленым бархатом, средник и евангелисты серебряные вызолоченные.

Ковчег серебряный вызолочен.

Дароносица серебряная.

Сосуды серебряные внутри вызолоченные.

На горнем месте крест деревянный На нем написано Распятие Господне, вызолочен.

За престолом образ Смоленской Божией Матери, венец и цата серебряные.

Над жертвенником образ Распятие Господне и Воскресение Христово на одной дске.

Против горнего места образ преподобного Сергия Радонежского.

Образ Воскресения Христова.

На стене обрах Всех скорбящих радости.

Над царскими вратами образ Покрова Божией Матери.

Завеса тафты голубой.

Вместо оного куплен новый штофный малиново цвета со шнуром и кистями шелковыми.

Царские врата резные сквозные, на них написан образ Благовещения Пресвятыя Богородицы с евангелистами в клеймах позлащенных, над ними сияние вызолочено.

Царские врата и иконостас убраны и сделан вновь выкрашены белой краской под лак, на коих вс резьба, отборки и сияния вызолочены червонным золотом на полименте.

Так же ветхий и новый завет и вверху корона с сиянием вырезаны вновь и позлащены червонным золотом на полименте.

Местные образа:

По правую сторону царских врат:

Образ Спасителя, на нем венец, цата, риза и оклад серебряные чеканные, вызолочены, на нем же навешен небольшой крест из сургучу, оправлен серебром и позлащен с камушками. Около того образа на дске написаны ангелы.

Дска написано вновь вверху Дух Святой, а внизу ангелы.

Образ Марии Египетския, на нем венец серебряный.

Поновлен.

По левую сторону царских врат :

Образ Боголюбской Божией Матери, на нем венец, риза и оклад серебряные вызолочены, в венце вынизано камушками разных колеров, на нем же повешен крест серебряный позлащен. Около образа на дске написаны ангелы.

Дска написана вновь вверху образ Господа Саваофа, а внизу Ангелы.

Образ Гурия, Самрна и Авива на них венцы серебряные.

Поновлен.

На северных дверх написен образ архидиакона Стефана.

Поновлен.

Над местными образами в 4 клеймах образа:

Преображения Господня.

Введения во храм Божией Матери.

Вход в Иерусалим.

Моление о чаше.

Поновлены.

Над царскими вратами образ Тайные вечери.

Написан вновь живописный.

При входе в настоящую церковь по правую сторону образы:

Вседержителя.

Илии пророка с прочими святыми.

Поновлены.

Вверху образ Вознесения Господня.

Вновь написан живописной работы.

По левую сторону стоит аналой на нем лежит киота резная позлащена, в оной хранится крест серебряный с мощами в дске, пред ним подсвечник медный.

Среди церкви висит паникадило медное.

Вместо оного выменяно медное посребренное.

На левой стороне второй придел Иоанна Воина.

В алтаре.

Святой престол, на нем одежда камчатая малиновая.

Антиминс на желтом атласе, священнодействован преосвященнейшим Феофилактом епископом Переславским 1779 году генваря 27 дня, пред ним литон белый тафтяной.

Благословящий крест небольшой серебряный с чернью.

Евангелие обложено бархатом темно-синим, на нем средник и евангелисты серебряные вызолоченные.

Ковчег серебряный.

Сосуды серебряные.

На горном месте Вход в Иерусалим.

Поновлен и перенесен в настоящую церковь.

Запрестольный образ Тихвинской Божией Матери, на нем венец серебряный.

Вместо оного написан вновь Казанской Божией Матери живописной работы.

На другой стороне на той же дске Спаса Нерукотворенного образа.

Написан вновь живописной работы.

Занавес у царских врат тафтяная.

Вместо оной куплено новая штофная малинового цвета со шнурками и кистями шелковыми.

На царских дверях написан образ Благовещения м четыре евангелиста.

Иконостас и царские врата устроены вновь, выкрашены белой краской под лак, на коих вся резьба, отборка, сиянии , ветхий завет и вверху корона вызолочены червонным золотом на полименте.

Местные образа.

По правую сторону царских врат:

Образ Спасителя, на нем венец, цата, пол и риза серебряные вызолоченные, на нем крест серебряный с камнями.

Вместо оного поставлен образ Нерукотворенного Спаса, на нем венец, цата и риза серебряные позлащены. В венце в трех местах камни, на камнях бриллианты и бирюза, вокруг венца сыпано бриллиантами и бирюзой, на венце навешен крест серебряный вызолоченный с мощами, и три нитки жемчугу и кольцо золотое и еще небольшой золотой крест, еще небольшой ковчежец с мощами. Дска, в которой он поставлен, написана вновь с образом Господа Саваофа.

Образ святого мученика Иоанна Воина, на нем венец и риза серебряная кованая и вызолочена. В венце три звезды яхонтовые с белыми камушками, вокруг венца осыпано внутри такими же камушками. Вверху оного образа написан образ Спасителя, на нем риза серебряная вызолочена. Копие Иоанна Воина серебряное, вызолочено, в котором вставлен камень зеленый и осыпан белыми камушками. На оном образе повешен крест серебряный вызолоченный с мощами. Пред образом висит лампадка маленькая серебряная.

По левую сторону царских врат:

Образ Казанской Божией Матери, на ней венец и риза серебряная кованая и вызолочена, убрус низан жемчугом, в средине оного корона и звезда алмазные числом 22 камня.

Дска, на которой поставлен образ написана вновь с образом коронования Божией Матери.

На северных дверях написан образ архидиакона Прохора.

Написан вновь.

Над местными образами 4 образа в клеймах:

Пресвятыя Троицы.

Жен Мироносиц.

Сретения Господня.

Самарянина.

Поновлены.

Над царскими вратами образ Тайныя вечери.

Написан вновь живописной работы.

Пред оным иконостасом висит паникадило медное.

Вместо оного выменяно новое медное посребренное.

По левую сторону входа в настоящую церковь на с ене поставлены образа:

Смоленской Божией Матери, на ней венец серебряный с убрусом жемчужным и с разными камушками.

Поновлен

Великомученика и Победоносца Георгия.

Написан вновь живописной работы.

Великомученика Димитрия Солунского.

Поновлен.

Вверху образ Рождество Христово.

Написан вновь живописной работы.

Пред образом Иоанна Воина на аналое в резной позлащенной киоте образ Владимирской Божией Матери, на нем риза и венец серебряные чеканные позолочены, в венце три камня финифтяные , убрус жемчужный.

В той же киоте образа маленькие:

Образ финифтяной Нерукотворенного Спаса, оправлен серебром.

Образ финифтяной Дмитрия Ростовского, оправлен ссеребром.

Образ Знамения Божией Матери.

Образ Нифонта.

Образ Софии с дочерьми ея.

Образ резной Божией Матери.

Ковчег серебряный с мощами.

Ковчег серебряный с мощами.

Крест серебряный.

Оные образа покрываются покровом выбойчатым.

Два образа Боголюбской Божией Матери, на одном риза серебряная.

За правым клиросом в киоте за стеклом поставлены маленькие образа:

Образ Божией Матери Рудинския.

Образ Божией Матери «Утоли моя печали», на ней риза серебряная вызолоченная.

Образ трех святителей: Онуфрия, Вонифатия и Нифонта.

Образ Знамения Божией Матери, резной костяной, оправлен серебром.

Образ Никандра оправлен серебром с фольгою.

Образ Иоанна Воина серебряный вызолочен.

Образ финифтяной Марии Египетской оправлен серебром.

Образ Божией Матери Ченстоховския на медной дске, на нем риза серебряная вызолочена.

Образ Смоленской Божией Матери на нем риза серебряная вызолочена, еще висит крест перламутровый.

Образ Димитрия Ростовского оправлен серебром.

Образ святых мучеников Гурия, Самна и Авива, на нем риза серебряная вызолочена.

Образ Николая чудотворца, на нем венец и риза золотая, на оном образе висит ковчег серебряный с мощами, осыпан камнями.

Образ Димитрия Ростовского в серебряном ковчеге, на нем риза золотая.

Образ святителей Феодора, Иоанна, Варфоломея, Варлаама, на нем риза серебряная вызолочен.

Образ Всех скорбящих.

Распятие Господне медное.

Образ Воскресения Господа, на нем венец и цата серебряные, позлащены.

В настоящей церкви и трапезе 19 окон с рамами и со стеклами.

Все рамы сделаны вновь и со стеклами и вставлены решетки с прибавлением нового железа.

Во всей церкви и трапезе выстлан пол с прибавлением нового материала трех четвертной лещадью.

При оной церкви над трапезой колокольня каменная, оштукатурена и выбелена, покрыта железом.

Цоколь вновь подведен в три ряда из белого камня и во всех пролетах против новой фасады сделаны впадины, камни и рюстики. Внутри колокольни вместо старого свода сделан новый и вся колокольня оштукатурена и покрыта железом вновь. На ней поставлен шар и крест новой аглицкой жестью обитый.

Села Мерзлова священник Стефан Козьмин, дьячок Василий Евдокимов, пономарь Василий Григорьев.

Ризница и книги кои значатся в прежней описи имеются все те же, а вновь ничего не прибавлено, с которой описи точная копия имеется и хранится в Московской духовной консистории.

Последние новости